Игорь Берг
Нужно защищать страну, а не вызывать духов
Радио, тихо звучавшее за приоткрытой дверью, передавало очередную сводку невеселых новостей. Авигдор ЛИБЕРМАН дослушал скороговорку диктора и повернулся ко мне. - Иногда мне бывает страшно слушать радио, - сказал он. - Такое ощущение, будто сотрудники полиции не подозревают, что сведения, которые они выдают в эфир, немедленно становятся известны палестинским боевикам. «Согласно оперативным данным, в город N. направляются два террориста-самоубийцы...», «Все подразделения района X. приведены в повышенную боевую готовность...» «А вот на участке У. сегодня никаких происшествий не ожидается...» Боевики, естественно, тут же вносят коррективы в свои планы... Только не надо думать, что речь идет о заурядной безалаберности. Причина совсем в другом: полицейские не. могут отказать журналистам, выпытывающим закрытые сведения, поскольку между ними существуют давние тесные связи. Полиции нужно периодически распространять информацию о проводимых ею «сенсационных» расследованиях, журналисты взамен рассчитывают на «ответную любезность». Когда-то израильтян «в режиме реального времени» информировали о следственных процедурах по делу Авигдора Кахалани, Офера Нимроди, Биби Нетаниягу. Полиция даже пригласила прессу на обыск в доме бывшего премьера. Но долг, как известно, платежом красен - и вот террористы узнают о мерах по их поимке из прямого эфира.
- Общество имеет право знать - так, кажется, звучит формула, признанная во всех демократических странах?
- Для этого мы должны оставаться за пределами «зеленой черты» еще достаточно долгое время. Но ведь сегодня все чаще можно услышать призывы вернуться в «малый Израиль» и отгородиться от палестинцев рвом, забором, стеной...
У американцев прозрение наступило гораздо быстрее - сразу после 11 сентября. Мы же все еще не готовы взглянуть правде в глаза - после 17 месяцев жесточайшего террора. - Даже Ариэль Шарон? Тогда почему же он принял решение о постоянном военном давлении на автономию? - Шарон пошел на этот шаг слишком поздно. Пролистайте протоколы заседаний правительства, посмотрите, какие меры я предлагал, как реагировали на мои выступления министры из левого лагеря и сам премьер-министр и за какие меры они же голосовали спустя полгода. Мы постоянно теряем темп, упускаем время. В. результате наших усилий оказывается недостаточно. Я знал, что национальное единство окажется вечным поиском компромисса между «Исраэль ахат» и «Исраэль Бейтену», но иногда я устаю от этой игры в поддавки. Хочется бросить все, выйти из, правительства, занять удобное место на скамье оппозиции. Меня останавливает мысль, что тогда запаздывание станет еще большим, а значит, число жертв палестинского террора еще более возрастет.
- Что вы имеете в виду, когда говорите о запаздывании?
- Что, по вашему, должно сделать правительство сегодня - чтобы не опоздать в очередной раз?
Палестинская автономия превратилась в единую террористическую организацию, ведущую против нас войну на уничтожение. Именно поэтому я заявил, что необходимо уничтожить торговые центры, банки и даже бензоколонки на территории ПА и одновременно отключить палестинцам электричество и телефон: вы хотели войну - вы ее получите! Но еще важнее перестать делить террористов на «хороших» и «плохих». Те, кто придает террору политическую легитимацию, намного более опасны, чем рядовые исполнители. Нам стоит поучиться у администрации Буша: американцы сразу решили не гоняться за мелкой сошкой и устроили охоту на главаря. Нам следует поступить так же с ближневосточным бин-Ладеном - Арафатом. Не надо превращать его в «мученика» - вполне достаточно, если Арафата выдворят обратно в Тунис, откуда его некогда привезли «архитекторы Осло».
- Скажите, а вы сами верите в то, что правительство решится на что-то подобное?
|