Виктория Мартынова

Задачи военного времени

     Вчистую проигрывая палестинцам идеологическое противостояние, Израиль все еще не решается открыто применить инструмент суда против террористов и их спонсоров. А ведь именно это позволило бы публично осудить преднамеренные убийства мирных граждан, совершаемые с особой жестокостью. Насколько поможет сдвинуть дело с мертвой точки недавнее решение Федерального суда в Вашингтоне, обязавшее Иран выплатить 183 миллиона долларов компенсации семье американского гражданина Айры Вайнштейна, погибшего при взрыве автобуса восемнадцатого маршрута в Иерусалиме в 1996 году? (Газета "Вести" уже писала об этом прецеденте.) Отважатся ли теперь израильские суды на вынесение приговоров главному организатору терактов - руководству ПА? За ответом на эти и другие вопросы я обратилась к специалистам.

     Интересы семьи Вайнштейн в Федеральном суде представляла иерусалимский адвокат Ницана Лайтнер.

     - Какова была реакция в Иерусалиме на вынесение приговора Ирану, поддерживающему террористов ХАМАСа?
     - Меня поздравляли граждане Израиля и США. К сожалению, пока не изменилась позиция Иерусалимского окружного суда, в распоряжении которого находятся двенадцать исков к руководству ПА о выплате компенсаций жертвам терактов.

     Самый печальный пример - иск семьи Вадима Нуржица, растерзанного в Рамалле в августе прошлого года. Завершен допрос свидетелей, в том числе и семерых палестинских полицейских. Адвокат Абу Тоама из Восточного Иерусалима подал прошение об отстранении его от выполнения функции защиты ПА. Других адвокатов палестинская сторона не выставила. Приговор по этому делу, обязывающий ПА выплатить семье компенсацию, мог быть вынесен в течение полутора-двух месяцев. Однако суд ищет предлоги, чтобы задержать процесс. В частности, сделана попытка возбудить обсуждение вопроса, обладает ли ПА суверенитетом и государственной неприкосновенностью - что может помешать наложению на нее штрафа. Диспут на эту тему грозит затянуться надолго. И при рассмотрении других исков суд всячески медлит с решением.

     - Можно ли считать, что дела против террористических организаций уже стали в США обыденностью?
     - Еще нет. Но американцы укрепляют правовую основу, позволяющую отстаивать в судах интересы граждан, пострадавших от терроризма. До сих пор существуют разногласия между конгрессом США и госдепартаментом в вопросе об отношении к государствам, поддерживающим террор. Основой для возбуждения дел против террористических организаций стали два закона, проведенные через конгресс США. Первый гласит: каждый гражданин США, пострадавший от террора в любой точке земного шара, может обратиться в суд США с иском против террористов. Второй закон принят по следам дела Леона Клингофера и предусматривает ответственность государств, спонсирующих террористические организации. После убийства Клингофера палестинские боевики, возглавляемые Абу-Абасом, укрылись в Ливии. Бандиты не были выданы американскому правосудию. Дело закончилось достижением компромисса в вопросе денежной компенсации. Но именно тогда была осознана необходимость принятия особого закона против государств, поддерживающих террор. В итоге в США прошел целый ряд процессов против террористов и их покровителей.

     Реализации судебных постановлений о выплате компенсаций, как правило, сопротивляется госдепартамент США, опасающийся сердить мусульманские страны.

     - Федеральный суд в Вашингтоне назначил огромную сумму компенсации семье Вайнштейн - 183 миллиона долларов. Есть уверенность в том, что она будет выплачена?
     - Каждый раз после вынесения приговоров возникает разбирательство по поводу того, какие из находящихся в США счетов можно расконсервировать и какую сумму следует передать пострадавшей семье. Госдепартамент до сих пор позволял снимать гораздо меньшие суммы, чем назначал суд, и воспользоваться при этом лишь одним из существующих счетов. Так, семья погибшей в Израиле девятнадцатилетней гражданки США Ализы Плато получила двадцать два миллиона долларов вместо двухсот.

     Обычно суд устанавливает компенсацию, преследуя следующие цели: 1) возместить в денежном эквиваленте ущерб, нанесенный пострадавшей семье; 2) наложить штраф на государство, спонсировавшее террористов, чтобы заставить его отказаться от подобной политики в будущем. Это не только наказание, но и попытка экономического давления на покровителей террористов.

     Кстати, Билл Клинтон всячески сопротивлялся раскрытию иранских счетов для выплаты в полном объеме установленной судом суммы компенсации. Он объяснял: не надо ухудшать отношения с Ираном, чтобы иметь возможность отстаивать американские интересы на Ближнем Востоке. После смены президента и событий 11 сентября общественность оказывает давление на конгресс США, с тем чтобы он добивался исполнения судебных постановлений в отношении террористов в полном объеме.

     Представляется важным отметить, что по делу об убийстве Айры Вайнштейна и по первому пункту - непосредственный ущерб - была определена очень высокая сумма компенсаций - тридцать три миллиона долларов. Конечно, никакими деньгами нельзя возместить убийство человека, но важно, что суд засвидетельствовал, на какие страдания обрекает невинных людей терроризм. Обвинение представило показания доктора Спрунга, заведующего реанимационным отделением больницы "Хадасса" в Иерусалиме, куда с места взрыва был доставлен смертельно раненный 54-летний Айра Вайнштейн. Доктор Спрунг, один из крупнейших в мире специалистов в области лечения тяжелых травм, предъявил подробные записи медицинских процедур, которые перенес пострадавший. В течение сорока девяти дней врачи больницы боролись за его жизнь.

     Те, кто присутствовал в зале суда, ужаснулись страданиям, которые перенес ни в чем не повинный американский гражданин, приехавший в Израиль для работы мясником в сети кошерных магазинов "Суперсоль". Бомба, взорванная террористом-самоубийцей, была начинена гвоздями! Взрывом со значительной части тела пострадавшего была сорвана кожа, более 30 процентов поверхности тела покрывали раны и глубокие ожоги. Низкое кровяное давление не позволяло дать больному болеутоляющие препараты, и все медицинские процедуры врачи вынуждены были проводить практически без обезболивания. Начинавшаяся гангрена конечностей заставила врачей прибегнуть к ампутации обеих ног, и через два дня после операции раненый скончался.

     Доктор Спрунг, выступая в суде. сказал: "За годы работы в реанимационной службе больницы "Хадасса" я перевидел немало горя и человеческих страданий, но то, что выпало на долю этого человека, превосходит все мыслимые границы. Преступление, подобное этому, должно быть наказано самым решительным образом".

     - Как прореагировали на вынесение приговора израильские газеты?
     - Сообщение о вынесении приговора прошло в телевизионных выпусках новостей первого канала. Что же касается анализа проблемы, то его можно найти только в газете "Вести". От ивритских газет ко мне обратился только корреспондент "Гаарец" - их интересовало, как наследники будут делить деньги...

     Хотела бы добавить несколько слов о выплатах пострадавшим. Меня возмущает цинизм в самом подходе к понятию "террористический акт". Из-за отсутствия надлежащих установлений в израильском законодательстве пострадавший от террористического акта в Израиле может рассчитывать на серьезную компенсацию, только если он американский гражданин. Различна и цена человеческой жизни. Родственники погибших в терактах израильтян получают от Службы национального страхования сорок тысяч шекелей компенсации плюс очень небольшую ежемесячную пенсию, на которую, в случае потери кормильца, очень трудно прожить. В США родители, потерявшие ребенка, могут рассчитывать как минимум на компенсацию в пять миллионов долларов от государства, виновного в происшедшей трагедии. По моей просьбе разработкой изменений в законодательстве, касающихся помощи жертвам террора, занимается заместитель министра при министерстве главы правительства Юрий Штерн.

     Что думает о ситуации в израильском правосудии министр юстиции Меир Шитрит?
     - На данный момент в израильском правосудии сложилась совершенно несправедливая ситуация по отношению к жертвам войны, которая развязана палестинцами против нас, - сказал министр юстиции.
Придя в министерство юстиции год назад, я с удивлением узнал, что за период "мирного процесса" с 1995 года по постановлениям израильских судов выплачено 202 миллиона шекелей палестинцам, пострадавшим от действий ЦАХАЛа. Процесс установления компенсаций палестинцам фактически поставлен на поток и выглядит достаточно рутинным. В то же время ни один израильтянин, ставший жертвой террористического акта, не получил ни одной агоры компенсации от властей Палестинской автономии. Я убежден, что в условиях войны хватит делать вид, что мы не понимаем, с чем имеем дело: такая политика чрезвычайно опасна. Выплачивая компенсации тем, кто мог быть лично замешанным в подготовке или совершении террористических актов против израильтян, мы вредим сами себе. Невозможно себе представить, чтобы сейчас какой-то из судов США постановил выплатить компенсации пострадавшим от войны против террора афганцам. Израиль поставил себя в положение заведомо ложное, не приостановив действие правовых механизмов, которые фактически защищают врагов государства в условиях военного времени. Я вынес на обсуждение кнессета законопроект, запрещающий палестинцам подавать иски в израильские суды. Этот законопроект принят в первом чтении. Что касается "государственной неприкосновенности", то я думаю, что ПА не обладает ею. Для международного признания государственного суверенитета необходимо, чтобы государство не нарушало международные правовые нормы - чем постоянно занимаются палестинцы.

     Ответ министра был абсолютно четким, но действительно ли юридический советник правительства когда-либо утверждал, что ПА не обладает неприкосновенностью? Я обратилась с запросом к юридическому советнику правительства Эльякиму Рубинштейну. Из его канцелярии мне прислали бумаги, ранее предоставленные в распоряжение Тель-Авивского окружного суда, где рассматривается иск против Палестинской автономии.

     "После подробного рассмотрения документов, необходимых для установления государственного суверенитета, мы пришли к выводу о том, что Палестинская автономия им не обладает, - говорилось в этом документе. - Государственный суверенитет может быть установлен только при завершении переговоров и выработки окончательных договоренностей". К сожалению, я пока не получила от Эльякима Рубинштейна письменный ответ на свой запрос о возможности снимать деньги с замороженных счетов ПА, находящихся в израильских банках. Поэтому повторяю этот вопрос открыто через газету.

     Завершая свою статью, я вновь вернулась к материалам по делу Вайнштейна, любезно переданным мне канцелярией юридического советника правительства. Федеральный суд в Вашингтоне подробнейшим образом изучил взаимоотношения организации ХАМАС и Ирана, скрупулезно проследив за всеми действиями правительства, возглавлявшегося в то время аятоллой Хомейни.

     Суд отметил, что спонсирование террористической организации ХАМАС осуществлялось через министерство информации и безопасности, причем деньги выплачивались по результатам деятельности - то есть после взрывов. Суд приобщил к делу и заявления, сделанные Хассаном Саламом, инструктором ХАМАСа, во время интервью телевизионной программе "60 minutes" (СВS), где интервьюируемый прямо сказал, что весьма доволен результатами взрывов в Иерусалиме и гибелью 50 человек. В судейские протоколы внесена пометка: "На телеэкране Хассан Салам выглядел весьма удовлетворенным и радостным". Все это стало дополнительным аргументом в пользу обвинения.

     "Смерть Айры Вайнштейна стала результатом спланированного акта убийства, совершенного в полном сознании террористом Маджидом Вардахом, который следовал указаниям агента ХАМАСа Хассама Салама", - сказано в постановлении суда.

     Сравнения напрашиваются сами собой. Государству Израиль прекрасно известны спонсоры, стоящие за спиной исламских боевиков, совершающих кровавые преступления против мирных граждан страны и солдат ЦАХАЛа. Но до сих пор наше правосудие не осмеливается выносить судебные приговоры организаторам и спонсорам убийств. Демократическое израильское телевидение неоднократно предоставляло эфирное время главарям ФАТХа и "Танзима", но их откровенные высказывания не привлекали внимания судов. Более того, до сих пор израильское правосудие продолжает выносить приговоры в пользу пострадавших палестинцев, не заботясь об установлении "симметрии" в отношении израильтян. Последнее решение БАГАЦа об установлении на площади Рабина символических гробов, завернутых в израильский и палестинский флаги, без проведения аналогичной процедуры в Рамалле - еще одно свидетельство в пользу этого подхода. Этот односторонний подход - наш проигрыш. Проигрыш, который с каждым днем стоит нам все дороже.

«ВЕСТИ», четверг 28.02.2002


To List of Articles... --------------------------------- To Home Page...