Мои недавние комментарии, которые
касались ситуации, сло-жившейся на Ближнем Востоке, вызвали настоящую
международную бурю в Интернете.
Со дня опубликования статьи
"Мифы Ближнего Востока" (менее двух недель назад) меня завалили
электронными посланиями со всего мира. Из одного лишь Израиля пришло более пяти
тысяч писем! Статья была переведена на десяток языков, стала предметом
телевизионных дебатов, ее прочитали по национальному радио Израиля. И хотя в
большинстве случаев реакция была благоприятной, прозвучали и угрозы в мой адрес
и в адрес членов моей семьи. Имелись и злостные, непристойные, вульгарные и
примитивные обвинения.
Сама эта реакция наглядно
показывает, насколько же далеко находятся друг от друга арабы и израильтяне в
так называемом "мирном процессе". Совершенно очевидно, что с 1947
года никакого прогресса в этом отношении нет.
Фактически налицо попытка
некоторых арабских лидеров пересмотреть историю заново, что убедительно
свидетельствует о том, что, как бы израильтяне ни старались, утихомирить огонь ненависти,
бушующий в сердцах арабов, им не удастся.
В интервью итальянской газете La Republica от 24 марта сего года шейх
Икрама Сабри, главный мусульманский авторитет в Иерусалиме, заявил, что
Западная стена - последний остаток Иерусалимского храма - не имеет религиозного
значения для евреев.
"Давайте проясним: Стена
плача не является святыней для евреев. Она является неотъемлемой частью (территории)
мечети. Мы называем ее Аль-Бурак, по имени лошади, с которой Мохаммед вознесся
на небо из Иерусалима", - сказал он.
Неоднократно с подобными
заявлениями выступал и сам Ясер Арафат, утверждая, что Иерусалим не может иметь
никакого значения для евреев. 28 июня 1998 года в передаче телеканала
"Аль-Джезир" он заявил: "Я хочу вот что сказать. Вопрос
Иерусалима - это не только палестинский вопрос. Это вопрос, который касается
палестинцев, арабов, всего исламского мира и христиан".
Когда телеведущий спросил,
нельзя ли считать это также и еврейским вопросом, Арафат ответил: "Нет! Позвольте
мне уточнить - они считают Хеврон более святым местом, чем Иерусалим".
Арафат принадлежит к числу тех
арабских лидеров, которые утверждают невероятное: что на этом месте никогда не
было еврейского Храма.
"До настоящего времени все
проведенные раскопки так и не смогли показать, где был расположен Храм, - заявил
он. - Прошло уже тридцать лет с тех пор, как они захватили город, но им так и
не удалось представить ни одного доказательства месторасположения Храма".
Неужели вы в самом деле думаете,
что возможен компромисс с людьми, исповедующими такую чушь?
И это не случайное заявление
Арафата. 10 октября 1996 года он заявил, выступая по радио "Голос
Палестины": "Давайте начнем со святой Стены Бурак. Именно так она
называется, а не Стена плача. И не мы говорим об этом. После священной
революции в 1929 году... международный комитет Шоу признал, что для мусульман
это - священная стена. Она заканчивается на Виа Долороза. Это священные для христиан и
мусульман места".
Теперь, возможно, вы поймете,
почему даже сегодня Вакф стремится не допускать евреев и других немусульман к
этим местам. Теперь, возможно, вы поймете, почему в те времена, когда Иерусалим
был под властью мусульман, разрушались и осквернялись христианские церкви и
еврейские синагоги.
Одно лишь это убедительно
демонстрирует любому непредвзятому наблюдателю, что проблемы Ближнего Востока
не могут быть разрешены с созданием "палестинского государства".
А истина заключается в том, что
Иерусалим имеет уникальное значение для евреев. Он всегда был местом,
почитаемым в еврейском Законе. В течение столетий, прошедших со времен
изгнания, евреи во всем мире молились, обращаясь лицом к Иерусалиму, оплакивали
разрушение своего Храма и с надеждой произносили фразу: "В следующем году
- в Иерусалиме".
До тех пор пока все стороны,
вовлеченные в "войну и мир" на Ближнем Востоке, не признают базовых
моментов истории и археологии, нет смысла делать вид, что периферийные
территориальные уступки смогут принести мир.
8.11.2000