Рехавам Зеэви (Ганди)

Джинн вырвался из бутылки

Джинн вырвался из бутылки: израильские арабы присоединились к войне, ведущейся палестинцами против Израиля. Арабы Израиля блокировали шоссе, срывали дорожные знаки, разбивали указатели и светофоры, бросали в евреев камни, поджигали леса, почтовые отделения и полицейские участки. Но ведь они вели себя совершенно иначе во все годы существования нашего государства, со времен Войны за независимость. Во всех войнах Израиля с соседями, а также во время интифады в поведении живущих в нашей стране арабов отмечалась изрядная доля мудрости - они сохраняли спокойствие и тишину. Правда, иногда встречались отдельные случаи террора или содействия террористам, но не они определяли ситуацию.

Переворот в отношениях израильских арабов к еврейскому государству произошел не за один день. Этот процесс развивался поэтапно на протяжении десятков лет. Все правительства Израиля не обращали внимания на развитие событий в арабском секторе. Ни одно правительство не предприняло никаких мер для предотвращения кризиса.

Теперь, когда по телевизору показывают жуткие сцены погромов, правительство очнулось от длительной спячки и создало особую министерскую комиссию под председательством Матана Вильнаи. Эта комиссия должна расследовать причины кризиса и порекомендовать методы его преодоления. Но вряд ли у нее хватит смелости, чтобы указать истинные корни проблемы и предложить действенные решения.

В первые два десятилетия Существования нашего государства почти никаких проблем с израильскими арабами не возникало. Именно поэтому глава правительства Леви Эшколь счел возможным отменить в арабском секторе военное управление. Проблемы начались после Шестидневной войны, когда пали стены, разделявшие Государство Израиль с Иудеей, Самарией и Газой. Началось проникновение идей национализма и религиозного фундаментализма в среду израильских арабов.

Когда произошел хомейнистский переворот в Иране, его влияние сразу почувствовалось во всех странах Ближнего Востока. Усилилась тенденция к возвращению всех арабов в лоно ислама. Эта религия делит мир на два лагеря: страны, в которых ислам уже возобладал, - это "страны мира" ("дар-а-ислам"), а прочие -"страны войны" ("дар-а-харб"), в которых ислам еще не правит и которые нужно завоевать. Арабский национализм и религиозный фундаментализм идут рука об руку. По этой дорожке пошло и Исламское движение в Израиле, поначалу поставившее основным аспектом своей деятельности решение социальных проблем и религиозное воспитание молодежи. Достижения исламистов в этих сферах способствовали росту движения и вовлечению в него широких масс. А израильские власти не предложили никаких положительных программ в качестве альтернативы Исламскому движению.

Поначалу исламисты избегали всякой противозаконной деятельности. Однако со временем круги, подверженные влиянию Исламского движения, стали рассадником террора. Последний пример: неудачная попытка двух израильских арабов-самоубийц взорвать автобусы в Тверии и в Хайфе. Один из террористов - житель деревни Машхад, другой - деревни Дабурие.

Увеличилось арабское представительство в кнессете, причем депутаты от арабских партий настроены весьма националистически. Пользуясь демократическими свободами и терпимостью властей, они занимаются подстрекательством населения против еврейского государства. Подрывные призывы распространяются и среди еврейской общественности и, как ни странно, даже находят поддержку. Когда движению "Ках" было запрещено участвовать в парламентских выборах, этот запрет объясняли тем, что демократия должна уметь защищать себя. Но когда израильский араб Ахмед Тиби, советник Арафата, был избран в кнессет, никто не кинулся защищать израильскую демократию. Мало того - Тиби превратился в любимца израильских средств массовой информации.

Арабские депутаты кнессета стали парламентским резервом израильских левых партий. Депутат кнессета Хашем Махмид публично призвал израильских арабов нападать на евреев, используя все средства, а его ввели в состав комиссии кнессета по иностранным делам и обороне. Был принят закон о выплате пособий Службы национального страхования не только демобилизованным солдатам, но и арабским гражданам, которые, как известно, в армии не служат. Израильские арабы видят политику уступок и отступлений, проводимую Израилем. Они наблюдают усиление позиций Арафата, освобождение из тюрем арабских террористов, хаос в системе безопасности и массовые кражи автомашин у израильтян. Арабы помнят паническое бегство ЦАХАЛа из Южного Ливана, а также раздоры в израильском обществе, лишенном сильного руководства. В Израиле выросло новое поколение арабской молодежи, которое не знало поражения в 1948 году, которое не может оценить огромный социальный прогресс, достигнутый израильскими арабами за годы существования еврейского государства. Это поколение воспринимает достижения прогресса как должное. Ему не с чем сравнивать - оно никогда не жило в нищете. Это поколение слышит подстрекательские призывы и поддерживает подстрекателей. В арабском секторе есть многие люди, которые хотят тишины и спокойствия, но им приходится молчать, чтобы не подвергать свою жизнь опасности.

Чтобы объяснить происходящее, нам рассказывают сказки о плохом экономическом положении израильских арабов, о безработице и дискриминации. Но это все сплошное вранье, причем с определенной целью. Посмотрите на арабские деревни в Галилее, прогуляйтесь вдоль шоссе в долине Ирон (вади Ара), если оно не перекрыто арабскими погромщиками, бросьте взгляд на прекрасные виллы, выстроенные за годы существования еврейского государства. Это ни в коем случае не кварталы бедноты. Почти невозможно найти безработного израильского араба, но не всегда они фигурируют в статистике в качестве работающих. У многих из них есть подсобное хозяйство, которое вносит вклад в бюджет семьи. Мой друг рассказал мне об арабе с юга страны, который имеет три грузовика и дает работу троим водителям, но сам записан в качестве безработного...

Израильские арабы сравнивают свое положение с положением евреев, а не с той ситуацией, в которой находились их отцы и деды перед созданием Государства Израиль. Они также не сравнивают себя со своими братьями из соседних стран. Сравнивая себя с евреями, арабы имеют в виду только права, а не обязанности. Но они не служат в армии и даже не хотят создания альтернативной службы, почти не платят налогов, строят беспорядочно и незаконно, не обращая внимания на муниципальные планы застройки. А когда арабы жалуются на дискриминацию, то они не принимают во внимание, что права предоставляются тем, кто исполняет обязанности.

Благодаря еврейскому государству израильские арабы совершили прыжок из феодального прошлого в современное общество. Их города и деревни подключены к электросети и водопроводу, к ним ведут современные шоссе, действуют школы и поликлиники. Израильские арабы получают пособия Службы национального страхования. Ничего подобного нет в соседних арабских странах. Но свою благодарность еврейскому государству арабы выражают, бросая в полицейских бутылки с горючей смесью.

Барак и его министры полагают, что они могут купить тишину и спокойствие арабов Израиля, дав им миллиарды шекелей. Но эти авансы не решат проблемы, не прекратят кипения в том котле, который называется арабским сектором. Арабы хотят получить земли, на которых ныне стоят кибуцы и Мошавы, а когда-то были арабские деревни. Они хотят добиться возвращения арабских беженцев в Цфат и Тверию, в Акко и Хайфу, в Ашдод и Ашкелон, в Бейт-Шеан и Беэр-Шеву. Они хотят разрушить еврейское государство, и авансы Барака только раззадорят их аппетит и усилят агрессивность.

Бунт израильских арабов захватил нас врасплох. Недавно один из активистов МЕРЕЦа и движения "Шалом ахшав" сказал мне: "Израильские арабы убедили меня, что люди из партии Моледет были правы. Арабы работают сверхурочно, разъясняя всему израильскому обществу, что ваша идеология верна". Жаль только, что евреев невозможно было убедить в этом иным путем.

(Автор - депутат кнессета, лидер партии Моледет)

22. 10.2000



To List of Articles... --------------------------------- To Home Page...