Несколько дней назад у ворот
тюрьмы "Маасиягу" состоялся митинг сторонников Арье Дери. В числе
выступающих был известный израильский журналист Амнон Данкнер - постоянный
автор газеты "Маарив", бывший участник популярной телепрограммы
"Пополитика".
Данкнер обратился к толпе со
словами: "Братья - дорогие и любимые! Я - воплощение всего того, что вам
не по душе. Я журналист, ашкеназ и атеист, представитель лагеря мира. И,
несмотря на это, вы меня приняли"...
Участники митинга - в массе
своей верующие сефарды - приняли Данкнера на ура. А на другой же день на него
яростно обрушились коллеги-журналисты. Не осталось, пожалуй, газеты,
радиостанции и телепрограммы, в которых Данкнера не призывали к ответу. Дело
дошло до того, что заместитель главного редактора газеты "Гаарец" в
субботней телепрограмме "Досье прессы" обозвал события у тюремных
стен "цирком Данкнера".
Впрочем, непосредственный повод
для приглашения замредактора "газеты для думающих людей" в программу
"Досье прессы" был иной, а именно: буквально накануне редколлегия
"Гаарец" отказалась опубликовать статью другого известного журналиста - Дана Маргалита,
посвященную делу Дери. Маргалит,. подобно Данкнеру, детально ознакомился с
материалами дела Дери и в своей статье высказал недоумение по поводу того, что
Верховный суд отклонил апелляцию бывшего лидера ШАСа. Руководство газеты,
однако, отказалось поместить статью маститого автора на том основании, что
Маргалит, во-первых, не имеет юридического образования, а во-вторых, ставит под
сомнение решение, вынесенное двумя судебными инстанциями, в том числе и
Верховным судом.
Новая неделя началась со старого
скандала: Рази Баркаи, ведущий утренней программы "Что горит?"
радиостанции "Галей-ЦАХАЛ", выкатил "на ковер" прямого
эфира коллегу - Данкнера. "Допрос" проводился пристрастно, с участием
звезды отечественной журналистики Ирит Линор. Данкнер стоял насмерть: от своих
слов, произнесенных на митинге, не отказался и снисхождения не просил.
Именно в таком -
приподнято-боевом настроении я застала Амнона Данкнера у него дома в Рамат
ха-Шароне.
- Как вы
чувствуете себя после "допроса" на "Галей-ЦАХАЛ"? -
спросила я.
- Продолжаю смеяться...
- А как вы
отнеслись к отказу газеты "Гаарец" опубликовать статью Дана
Маргалита?
- Взгрустнул. Ведь
предназначение прессы именно в том и заключается, чтобы ставить под сомнение и
критиковать решения абсолютно всех инстанций, включая Верховный суд. В свое
время журналисты "Гаарец" (не имеющие, кстати, юридического
образования) организовали целую кампанию, требуя повторного суда по делу об
убийстве подростка Дани Каца. Но тогда мои коллеги защищали осужденных за
убийство арабов, а я посмел высказаться в защиту Арье Дери - сефарда, да к тому
же еще - верующего. Совершенно очевидно, что Дери, признанный виновным - нет,
не в убийстве, а в получении взятки, -представляет для "бранжи" (этим
английским словом именуют в Израиле сплоченный журналистский цех. - Е. К.)
реальную опасность, в то время как несчастных бесправных арабов журналисты
защищали всегда.
- А если
серьезно?
- "Бранжа", -
объясняет Данкнер, - это неотъемлемая составная нашего либерального
истеблишмента, а этому истеблишменту в последнее время кажется, что его
обложили со всех сторон. Вот и началась "охота на ведьм":
"бранжа" ищет предателя, дезертира. И тут такое счастье - даже искать
не надо! Вот он, Данкнер! Посмел подойти к воротам тюрьмы, где сидит Арье Дери?
Ату его!
- И как вы
чувствуете себя в роли "врага"?
- Превосходно!
Впрочем, "бранжа"
предает Данкнера анафеме не впервые. Восемь лет назад чудовищный скандал
разразился вокруг изданной им биографии писателя Дана Бен-Амоца.
- Левые, к лагерю которых сам я
принадлежу, боготворили Дана Бен-Амоца, - вспоминает Данкнер, - и ужасно
обиделись, что я посмел выставить на всеобщее обозрение подноготную их кумира. Против
меня восстала вся пресса. Три месяца подряд все газеты ежедневно публиковали
"антиданкнеровские" статьи с проклятиями и площадной бранью. Меня
всячески пытались выпихнуть из профессионального цеха и обвиняли в политическом
ренегатстве. Не вышло!
- Почему?
- Потому (пусть это и прозвучит
нескромно), что расправиться со способным человеком не так-то просто. В
редакции газеты, где я тогда работал, никто не разделял моего мнения
относительно Дана Бен-Амоца, но уводить меня все же не посмели.
Зато вне стен редакции страсти
бушевали вовсю. Вскоре после выхода в свет скандальной книги на экране первого
канала появилась дискуссионная программа "Пополитика", ведущим
которой был Дан Маргалит, а постоянными участниками - Томи Лапид, игравший роль
единственного в Израиле журналиста с правыми взглядами, и Данкнер -
бескомпромиссный выразитель левой идеологии. Примерно через месяц после
премьеры "Пополитики" Дан Маргалит закусывал в буфете кнессета. Внезапно
на него набросился политический комментатор крупнейшей израильской газеты. "Маэстро"
заявил буквально следующее: он никогда не простит Маргалиту, что Данкнер стал
постоянным участником передачи. Ведь "бранже" уже почти удалось от
этого предателя избавиться, однако Маргалит вытащил его на "большой
экран" и таким образом - узаконил.
- Не напоминает ли вам этот эпизод
вашу собственную old country (прежнюю страну)? -спрашивает Данкнер, закуривая
очередную сигарету.
- А почему
"бранжа" ведет себя так непристойно, чтобы не сказать - глупо?
- Практически все звезды нашей
журналистики - это представители одной-единственной социальной прослойки,
весьма респектабельной - с финансовой точки зрения, - объясняет Данкнер. -
Журналистам кажется, что они свободны и независимы, хотя на самом деле - какая
это свобода?! Ведь наш профессиональный цех живет в атмосфере полного, абсолютного
единомыслия. И мне их возня напоминает стадо бегемотов, по горло увязших в
грязи - естественной для них среде обитания. Каждый считает своим долгом
отпустить коллеге комплимент по поводу того, как здорово тот раздолбал Биби или
Либермана. У всех одна и та же точка зрения, все разделяют одну и ту же
позицию. И если кто-то позволит себе высунуться и высказать мнение, отличное от
общепринятого, - его тут же объявят предателем. Потому что израильские
журналисты служат рупором социальной группы, все более явственно ощущающей, что
"у нее украли страну". Причем "воров" с каждым годом
становится все больше; сефарды, "русские", "зеленые"...
За день до нашей встречи Данкнер
получил по электронной почте послание от старого приятеля, объявившего, что
порывает с ним всякие отношения. В ответном послании Амнон указал, что уже
больше года не состоит с данным господином ни в каких отношениях, так как тот
постоянно поливает грязью "русских".
- Интеллигентный человек,
сотрудник университета, он спятил на том, что "русские" разрушат нам
государство, - говорит Данкнер. - Однажды он с гордостью рассказал, как в
Тель-Авиве, у Дизенгоф-центра, рядом с ним остановилась машина, в которой
сидели "русские". Один из них спросил, как проехать на улицу
Арлозоров. "Езжай прямо, прямо, все время прямо - пока не вернешься в
Россию!" - рявкнул мой бывший приятель.
- Как вы
думаете, почему они боятся "русских"? Неужто мы такие страшные?
- Дело вовсе не в вас и не в
сефардах, - объясняет Данкнер. -Причина страха проста: эти люди (слово
"олигархи" в лексиконе моего собеседника отсутствует. - Е. К) в
принципе боятся любых перемен - ведь все богатство, как и общественное
положение, было нажито ими или их предками в старом еврейском ишуве, а сейчас
прямо на их глазах набирают силу новые социальные силы. ШАС начал с четырех
мандатов, а сегодня у него -17. "Русские" - еще одна сила. Вспомните
истерику "бранжи", когда президентом избрали Моше Кацава. Одни орали,
что "у них украли страну", другие сравнивали избрание Кацава с
убийством Рабина. Я ответил на эту истерику статьей, в которой - несмотря на то, что сам
желал победы Переса, - задал своим коллегам простой вопрос: "Разве нельзя
в условиях демократии вести себя по-джентльменски?"
- А как
реагировала "бранжа" на ваши высказывания по поводу так называемого
"дела Амеди - Нетаниягу"?
- На выборах я голосовал за
Переса и политические взгляды Нетаниягу никоим образом не разделяю, -
подчеркивает Данкнер. - Но при чем тут взгляды? Это только большевики бросали в
тюрьмы тех, чьи политические взгляды не совпадали с "генеральной линией
партии". По образованию я - юрист. Ознакомившись с "делом
Нетаниягу", я пришел к выводу, что никакого дела нет! Ведь человек,
занимающий пост главы правительства, в принципе может получить взятку в размере
несколько миллионов долларов. А тут? Что стало поводом к началу расследования? Перевозки
мебели да детских игрушек?! Оплатил их Биби или нет и если да - то когда? Сдал
ли государству - по описи! - все подарки, как будто до Биби все премьер-министры
только тем и занимались, что вели инвентарные списки!..
В октябре прошлого года, услышав
по радио сообщение об устроенном на квартире бывшего премьера обыске, Данкнер
разразился возмущенной статьей, напечатанной на первой странице
"Маарива".
- После этого
вы услышали от ваших коллег что-то новое?
- О да! Мне кричали, что из-за
меня Биби снова станет главой правительства! А я отвечал: "Если Биби
вернется на пост премьера - то исключительно стараниями полиции". Я могу
сколько угодно критиковать Нетаниягу как политика, но какое отношение имеет эта
критика к элементарной справедливости?!
- А почему
пресса и по сей день травит Нетаниягу?
- К сожалению, большинство израильских журналистов тесно
связано с полицией и прокуратурой и, не раздумывая, готово поддержать любые их
действия по отношению к кому угодно - будь то рядовой гражданин или бывший
премьер. А ведь предназначение журналиста в демократическом обществе -
критиковать и полицию, и суды, и прокуратуру...
- Как вы
относитесь к тому, что в Израиле, объявляющем себя правовым демократическим
государством, фактически запрещено критиковать Верховный суд?
- Ошибаетесь: это разрешено и
даже поощряется! Смотря за что критикуешь. В свое время пресса яростно
критиковала решения Верховного суда о сносе домов, незаконно построенных
арабами. Я и сам неоднократно критиковал за это Верховный суд - и ничего,
коллеги меня не одергивали.
- Считаете ли
вы, что Израиль - это страна с тоталитарным мышлением?
- Нет! Ни один редактор никогда
еще не снимал из номера моих статей, никто никогда не подвергал мои писания
цензуре. Впрочем... Ситуация действительно абсурдная. В Израиле процветает
тоталитаризм мысли. Журналиста с правыми взглядами наверняка примут на работу,
но звездой он не станет никогда! При этом никто никому не навязывает, что и как
писать. Просто если ты думаешь и пишешь, как все, - удостоишься похвалы. А если
выражаешь иное мнение - тебе прозрачно намекнут, что писать надо лучше... "Бранжа"
- это очень тонко устроенный и саморегулируемый организм.
- Вы
чувствуете себя аутсайдером?
- И да, и нет. В своих суждениях
я абсолютно самостоятелен и независим. Но на уровне личного общения мои
отношения с коллегами-журналистами прекрасны: ведь у меня в доме много хороших
книг и всегда найдется замечательное виски.
27.09.2000