ОБ ИСКУССТВЕ И ТЕХНИКЕ ОХМУРЕНИЯ
Проходя под флагом секторальности,
последние выборы в немалой степени прошли и под знаком стереотипности.
Точнее - секторальной стереотипности. Не результаты выборов, но предшествовавшая
им официальная (партийная) и неофициальная (осуществлявшаяся прессой) предвыборная
пропаганда создала атмосферу, которая в считанные недели разрушила старые
мифы и образы и построила новью - те, что определили исход выборов и нынешний
расклад политических сил. Но если политика - это искусство возможного,
когда вчерашние соперники сегодня могут стать партнерами, то стереотипные
образы, умело и настойчиво внедренные в глубину общественного сознания,
не так легко поддаются изменениям, а тем более - вытеснению из подсознания.
Ярким примером тому стала в первую очередь община новых репатриантов из
СССР-СНГ.
Согласно социальным
психологам, мыслить стереотипно - значит приписывать идентичные характеристики
любому человеку в группе, не обращая внимания на реальные различия между
членами этой группы. Несмотря на рациональные и эмоциональные призывы и
обращения, убеждавшие в том, что (пользуясь выражением преподавателя университета
Бар-Илан Раисы Эпштейн, хорошо известной постоянным читателям "Окон") РУССКОЯЗЫЧНАЯ
ОБЩИНА НЕ ОДНОРОДНА, нашлись и такие политические пропагандисты, которые,
использовав все агитационные возможности, сделал все, чтобы не просто сохранить,
но и укрепить миф о нашей гомогенности.
Представив нашу алию
как общность с единым для всех стереотипным взглядом на сефардов и верующих
и с единодушным желанием взять "МВД под НАШ контроль", политики в союзе
с платными пропагандистами превратили всю русскоязычную общину в объект
стереотипного отношения к ней самой со стороны других групп израильского
общества. Остается только прояснить, в каком новом-старом образе предстала
алия глазам изумленной израильской публики.
Понять это можно, ознакомившись
(среди прочих) с весьма откровенной статьей-интервью-признанием, являющейся
в то же время и статьей-анализом. Это материал Амита Навона под названием
"Так был захвачен русский голос", опубликованный в газете "Маарив" 28 мая
1999 года. В нем просто и доступно был описан процесс пропагандистской
работы над репатриантами, осуществленный штабом Эхуда Барака и движением
"Исраэль ахат". "Гвоздем" как самой пропаганды, так и посвященной ей статьи
стали "червячки", на которые должны были "клюнуть" русскоязычные репатрианты,
специфическое сознание и душа которых были хладнокровно изучены на основе
чисто инструментального подхода профессионального штабного анализа.
Забегая вперед, можно
лишь сказать, что успех (как это показали результаты выборов) описанного
в статье "рабочего" процесса, как и сама статья, создали еще один стереотип,
суть которого на этот раз заключается в политическом непостоянстве репатриантов
из России и в их глубоком равнодушии, сокрушенном в последний момент лишь
искусно пробужденным - с помощью "удачной" предвыборной пропаганда! - инстинктом
ненависти.
Впрочем, судите сами.
Главными героями статьи-интервью
стали два руководителя "русского кампэйна" партии Исраэль ахат: Борис Красный
и Саша Кляйн.
Борис Красный, как
явствует из статьи, репатриировался в Израиль в 1972 году и с самого начала
завязал политические связи с партией Авода, став со временем одним из приближенных
к ее лидерам и их ближайшим политическим советником. Согласно статье Амита
Навона, именно Борис Красный выдвинул идею переименования партии Авода
в Исраэль ахат, когда пришел к выводу, что "авода" воспринимается как социалистический
термин. Позже он расширил круг своей деятельности: сегодня Красный является
владельцем фирмы "Полиси".
Саша Кляйн репатриировался
в 1973 году, после того как отслужил два года в советской армии и учился
на факультете журналистики в Ленинграде. В Израиле он получил академическую
степень в области кинематографии, после чего уехал в Америку. Вернувшись
в Израиль, стал работать одним из редакторов местного отделения телекомпании
Си-эн-эн, а затем продолжил кинематографическую карьеру, создав в стране
первую фирму, специализирующуюся в сфере видео. Кляйн участвовал в создании
нескольких фильмов о евреях СССР и об алие, а в период предвыборной кампании
1996 года был ответственным за рекламные ролики партии Исраэль ба-алия.
Сегодня Кляйн проживает в Венгрии, где возглавляет телевизионную компанию.
Как рассказывается
в статье Амита Навона, в самом начале предвыборной кампании потенциал Барака
на "русской улице" оценивался в 19 процентов, то есть в половину от того,
что получил в 1996 году Шимон Перес. Именно достижение "уровня Переса"
и было желанной целью, поставленной русскоязычным штабом Исраэль ахат.
Исходное положение Барака в среде русскоязычных репатриантов было настолько
тяжелым, что сам Красный, познакомившись с результатами первых предвыборных
опросов репатриантов, предложил провести среди олим предвыборную кампанию,
призывающую их (то есть нас) не голосовать вообще.
Одной из главных проблем,
подмеченных Красным и Кляйном, было равнодушие, царившеее на "русской улице".
Согласно статье Навона, около четверти репатриантов не определили, за кого
будут голосовать, да и вообще не проявляли к выборам никакого интереса,
вплоть до того, что часть из нас якобы даже не имела понятия о том, что
в середине мая вообще состоятся выборы.
Исследовав ситуацию
на более глубоком профессиональном уровне, специалисты по нашим душам поставили
следующий диагноз: "русские" перемен не хотят! Следовательно, как признался
Красный, "необходимо было срочно проводить "стрессовую кампанию", способную
привести к потрясению".
Другими словами, позицию
штаба можно было определить так: "не хотите - заставим", да так, что перемен
не просто запросите - о переменах взмолитесь. Но как этого добиться?
Прежде чем выдать стратегическую
тайну штаба Исраэль ахат, стоит еще раз отметить, какой виделась политстратегам
главная проблема "русской улицы": равнодушие к происходящему. Меж тем "до
сознания репатриантов нужно было донести, что речь идет о войне культур,
- говорит Красный. - Необходимо было подчеркнуть важность культуры... Ведь
в Израиле существует целая культурная автономия, и наша задача состояла
в том, чтобы репатрианты определили, к какой части общества они хотят принадлежать".
В свете ставшего уже
банальным факта "правизны" русскоговорящей общины в вопросах безопасности
и внешней политики целью камлании было привести к изменению политической
ориентации, переключив все внимание репатриантов на отношения между светскими
и религиозными, а Нетаниягу идентифицировать с "религиозным диктатом".
"По совету Бориса (Красного)
мы первые начали выступать с нападками на ШАС и таким образом встряхнули
репатриантов", - рассказал Саша Кляйн корреспонденту "Маарива". Особо гениальным
и успешным считался в предвыборном штабе Исраэль ахат лозунг "С Биби -
к ШАСтью".
"Еще до того, как на
экранах телевизоров появился "НАШКОНТРОЛЬ" партии ИБА, в штабе Барака уже
было принято решение о необходимости использования более острого лозунга,
- пишет Амит Навон. - Партия ШАС стала служить красной тряпкой, которой
размахивали перед глазами репатриантов... Хозяева "русских" продуктовых
магазинов, страдающие от претензий харедим, начали агитировать против религиозных
и Нетаниягу. Журналы вроде "Спутника", раздаваемые в этих магазинах бесплатно,
тоже начали выступать против Нетаниягу".
Второй стороной "культурной"
медали стал "вопрос об элите". Зная слабость, которую репатрианты из России
питают к таким понятиям, как "культура" и "элита", а тем более к словосочетанию
"культурная элита", в штабе Барака решили воспользоваться в своих целях
борьбой Нетаниягу против монополии местной олигархии. Так как эта олигархия
всегда считала и называла себя элитой, пропагандировать себя от имени культурного
и образованного высшего общества не представляло для левых никаких трудностей.
Как когда-то честь и достоинство Давида Леви были определены профессиональными
стратегами общественного мнения в качестве его наиболее уязвимого места,
которое грех не использовать в своих политических целях, так же точно и
"русской гордости" была отведена роль наживки для... самих же репатриантов.
"Одним из ярких факторов,
проявившихся в исследованиях Стенли Гринберга и Бориса Красного, - пишет
Амит Навон, - было стремление репатриантов завоевать признание и уважение".
"Каким же образом можно
мобилизовать этот слой общества на поддержку Барака?" - спросил журналист
Сашу Кляйна.
"Самое важное для репатриантов,
-ответил Кляйн, - это dignity (англ. - "достоинство"), не быть вторым сортом.
Предоставив информацию о военном прошлом Барака и его образованности, сам
факт наличия которой очень почитаем в русскоязычной среде, мы смогли проломить
первый лед и прорваться к сердцам репатриантов. Барак предстал перед ними
как человек, общающийся с людьми из академических кругов и знающий о Пушкине
и Толстом, как человек, читающий книги, а не их изложение для малограмотных".
(Интересно, какому НЕграмотному НЕкниголюбу, претендующему на пост главы
правительства, Барака противопоставляли?)
Борис Красный рассказал
и о еще одном способе, которым Эхуд Барак выражал свое глубокое признание
и уважение к новым репатриантам: он ставил автографы на своей биографической
книге. (Хотелось бы подчеркнуть, что, несмотря на раздачу автографов, речь
идет не об Автобиографической книге Эхуда Барака, а о небезызвестном "Солдате
Израиля номер один", любезно написанном Иланом Кфиром и Беном Каспитом,
пока еще НЕ дававшими автографы репатриантам. - Авт.) "Каждый репатриант,
выразивший свою поддержку Бараку, - говорит Красный, - получил личное благодарственное
письмо, подписанное Бараком. Это было похоже на настоящую фабрику с конвейерным
производством. Когда Биби приехал на встречу с ветеранами, он в течение
20 минут произносил речь тогда как люди хотели послушать музыку. А Барак
поднялся на сцену и спел с ними "Катюшу".
(Здесь хотелось бы
напомнить о предвыборной карикатуре, кстати, тоже появившейся на страницах
газеты "Маарив": ветеран войны с несчастньм лицом опускает свою медаль
в ящик с надписью "Нетаниягу". Карикатуры на пляшущего под музыку "Катюши"
ветерана-книголюба, радостно опускающего свой орден в ящик с надписью "Барак",
в ивритских газетах замечено не было. Может быть, пресса сочла, что подобная
ситуация относится не к рубрике "сатира и юмор", а, например, к актуальному
репортажу? Кроме того, американские политические стратеги (помощники президента
Клинтона) советовали Бараку по мере возможности воздерживаться от политических
речей и теледебатов, тогда как в словах "Катюши" никаких проблематичных
политических высказываний относительно будущего Израиля быть не могло.)
Не меньшей убеждающей
силой обладал и лозунг: "Генерал Барак понимает в вопросах безопасности
больше, чем капитан Нетаниягу". Намёк этот был адресован прежде всего репатриантам-пенсионерам
и ветеранам войны, усматривающим прямую связь между сохранением территорий
государства (а не МВД) под-наш-контролем и безопасностью страны.
Говоря о тактике, стоит
упомянуть и еще об одном пропагандистском канале, задействованном предвыборным
штабом Барака и Исраэль ахат. То была грандиозная телефонная операция,
охватившая, по утверждению авторов, чуть ли не 70 процентов избирателей.
Подобно операции "Магазин",
операция "Телефон" была осуществлена, как отмечалось в статье, "за спиной
мобилизованной в пользу Нетаниягу русскоязычной прессы". (Вероятно, для
глаза и уха, привыкших к пропорции 90: 10 в пользу Барака в ивритоязычной
прессе, приблизительное соотношение 50 на 50 в русскоязычных СМИ воспринималось
- как говорили в предвыборных роликах партии ИБА - в качестве "тотальной
мобилизации" в пользу одного-единственного кандидата.)
Кстати, в вышедшей
в свет на прошлой неделе газете "Глобус" (№ 347), в статье "Победа. Одна
на всех?" ее автор Илан Кфир поведал: руководители "русского" штаба считают,
что изменение настроений на "русской улице" было достигнуто (цитирую) "посредством
наведения "мостов" с ведущими русскоязычными изданиями, вопреки досужему
мнению об их правизне. Это позволило нейтрализовать влияние газеты "Вести",
которая известна своей правой политической окраской. Те незначительные
публикации в пользу левого лагеря и его лидеров, которые появлялись на
страницах этого издания, можно считать каплей в море по сравнению с массированной
публицистической поддержкой правого лагеря, которая звучала со страниц
"Вестей". "Русскому" штабу удалось заручиться не тенденциозной, а весьма
взвешенной и объективной позицией ряда журналистов, комментаторов, публицистов
других популярных изданий. Ни в "Глобусе", ни в "24 часах", ни в "Новостях
недели" не было восхваления Эхуда Барака, однако такими журналистами, как...
(далее приведено не сколько фамилий. - Авт.) были даны объективная
характеристика сложившейся политической ситуации в стране и анализ предвыборной
платформы Барака. Говорилось о необходимости перемен, к которым настоятельно
призывал в последние три года лидер оппозиции Эхуд Барак".
Тут возникают минимум
три вопроса. Во-первых, как быть с "полностью мобилизованной в пользу Нетаниягу
русскоязычной прессой", о которой говорил Амит Навон? Во-вторых, по каким
причинам г-н Илан Кфир так низко оценивает публикации левых русскоязычных
журналистов и их влияние на умы читателей? Неужели только потому, что рядом
с ними посмели стоять публикации правоориентированных авторов? И последнее
- что значит, по-вашему, "объективная позиция"? Неужели поддержка журналистом
"необходимости перемен, к которым настоятельно призывал Барак", - это воплощение
взвешенности и отсутствия тенденциозности, а оценка "сложившейся политической
ситуации в стране и анализ предвыборной платформы Барака" со стороны НЕлевоориентированного
журналиста -это уже необъективно и тенденциозно?
Возвращаясь к статье
Амита Навона из "Маарива",. можно еще раз убедиться в том, что вся предвыборная
политика штаба Эхуда Барака была целиком и полностью ориентирована на получение
"русского голоса".
"В последние предвыборные
недели из ивритоязычной прессы исчезли платные рекламные объявления Барака,
- рассказал нашему коллеге из "Маарива" Саша Кляйн. - Причиной тому было
то, что все денежные средства были направлены в наш ("русский". - А.
Д.) штаб. Бюджет, полученный нами на "русскую улицу", был втрое больше
ликудовского, выделенного на те же цели. Нам было известно о высоком рейтинге
радио РЭКА, и предвыборный штаб (Исраэль ахат) согласился передать нам
все предоставленное для пропаганды эфирное время..."
Опытные бизнесмены,
коими являются Красный и Кляйн, прекрасно знали: вклад в рекламу себя оправдывает.
Ведь реклама - это двигатель торговли. И если существуют опасения (обоснованные
или нет), что показ собственно продукта потенциального покупателя не убедит,
то реклама сосредоточивается на его красивой обертке, причем желательно
- под звуки популярной и любимой в народе музыки.
Послесловие
Стереотипы существуют
благодаря принципу взаимности, формулируемому социальными психологами так:
"действие равно противодействию". Другими словами, когда одна группа создает
для себя обобщающий образ другой, она вызывает подобное же отношение и
к себе. Более широкое распространение какого-либо предубеждения в одной
социальной группе превращает всю ее в глазах остальных в однородную единомыслящую
массу, что и способствует укреплению старых и формированию новых стереотипов
о себе самой.
Согласно американскому
социопсихологу Эллиоту Аронсону, стереотипизация, является: частным случаем
более общего феномена - атрибуции, которая связана с естественным желанием
любого человека найти мотив того или иного действия, направленного по отношению
к нему со стороны другого человека. В ситуации неопределенности, зачастую
вызванной недостатком информации о другом человеке и мотивах его действий,
люди склонны формировать атрибуции на основе своих личных предубеждений
относительно конкретного человека или группы людей. В своей книге Эллиот
Аронсон привел показательный
(американский) пример такого предубежденно-стереотипного мышления; если
мистер Фанатик пришел в солнечный рабочий день в парк и увидел сидящего
на скамейке хорошо одетого белого мужчину, то никаких особых эмоций эта
картина у него не вызовет. Однако если на той же скамейке будет отдыхать
на солнышке хорошо одетый чернокожий, мистер Фанатик легко придет к заключению,
что перед ним - безработный, и это приведет означенного мистера в ярость:
значит, он платит налоги, чтобы эти неумехи и никчемные бездельники могли,
благодаря системе пособий, покупать себе (не работая!) такие роскошные
костюмы! Точно так же, если мистер Фанатик проходит мимо дома мистера Белокожего
и видит перевернутый мусорный бак, содержимое которого рассыпано прямо
на тротуаре, наш герой быстро заключит, что тут постарались бродячие псы,
рыскавшие в поисках пищи. Однако стоит ему увидеть ту же самую картину
рядом с домом мистера Смуглого, как мистер Фанатик немедленно оскорбится,
лишний раз утвердившись в мысли, что "эта люди живут как свиньи".
Поставив многоточие
вместо характерных имен, значащихся в тексте американского ученого, мы
получаем универсальный пример, и любое общество может "подогнать" его в
соответствии со своей спецификой. В разобщенном на разные социальные и
этнические секторы Израиле такая "игра" могла бы иметь особый спрос: каждая
группа, не сомневаясь ни на секунду, твердо уверена, имя какой общины или
сектора нужно подставить в тот или иной пробел, причем КАЖДАЯ сочла бы
именно себя "мистером Белокожим". Однако уверенно определяя, кто такие
"они" и кто "мы", и исполняя таким образом роль "мистера Фанатика", каждая
из израильских социальных и этнических групп наверняка хотела бы переименовать
себя в "мистера, Трезво смотрящего на жизнь", или "мистера, Объективно
оценивающего сложившуюся общественную ситуацию". А может - и в мастера...
В своей книге "Общественное
животное" Эллиот Аронсон описывает и ситуацию, когда "убеждение создает
реальность". Происходит это тогда, когда мы придерживаемся ошибочных убеждений
и стереотипов в отношении других людей, и таким образом наша реакция часто
вызывает у них именно тот тип поведения, который подкрепляет эти наши ошибочные
убеждения.
Предлагаемое решение
просто - взаимное сотрудничество и познание друг друга не только на общинном,
но и на личном уровне.
В до крайности разобщенном,
разрозненном израильском обществе предвыборная кампания оказалась не лучшим
рецептом всенародного единения и межобщинного сотрудничества. Наоборот,
специалисты по политической рекламе, да и сами политики потрудились на
славу, еще более усугубив и без того болезненный раскол. Их пропагандистская
буря-ураган, устроенная в стакане предвыборной жидкости, оказалась небезрезультатной.
Еще в самом начале
века, в 1901 году, другой специалист по психологии масс и общественному
мнению - Габриэль Тард - написал следующее: "Итак, не нужно удивляться,
видя, как наши современники сгибаются под напором налетающего вихря общественного
мнения, и не надо делать из этого заключения, что характеры их ослабли.
Если гроза повергает на землю дубы и тополя, то это не значит, что они
стали слабее, - это значит, что ветер сделался сильнее".
Однако если стихию
типа урагана "торнадо" человеку обуздать неподвластно, то "ветер перемен"
раздувают сами люди. И первым обычно начинает дуть задыхающееся от духоты
обыденности меньшинство. Поначалу его представители завлекают новых сторонников
соблазном приятного нового ветерка. Позже все они переходят к серьезному
"рациональному подходу", согласно которому смена погоды уже "имеет место
быть", а "остановить ветер перемен мы уже не в силах". Да и вообще, неумно
мудрому народу противиться объективному историко-метеорологическому процессу.
Лучше, объясняют они, просто покорно ему следовать.
Так и несемся мы сейчас
на волне ветерка, превращенного - в том числе и усилиями платных пропагандистов
- в песчаную бурю новой ближневосточной действительности.
17. 06. 99